Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
 

Министерство Образования Российской Федерации
ЗАО Иннотек
АНО Федерация Интернет Образования
Портал информационной поддержки проекта 'Единый государственный экзамен'
Центр Тестирования Минобразования России
Профильное обучение в старшей школе
 

Профильное обучение

Нормативно-методические материалы

Информационное письмо

Министерства образования от 26.04.2004 № 14-51-105/13

Об организации обучения информатике в 4-м классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования

          В 2004-2005 учебном году завершается обучение информатике в начальной школе в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

          В информационных письмах Департамента общего образования от 17.12.2001г № 957/13-13 и 13-51-109/13 от 22.05.2003г были изложены цели и задачи обучения информатике в начальной школе, показаны возможности выбора форм организации обучения в зависимости от оснащенности средствами ИКТ и учебниками для 2-го и 3-го классов, даны рекомендации по работе с учащимися этих классов.

          В 2004-2005 учебном году основные условия эксперимента остаются теми же:

  • на изучение информатики отводится 1 час в неделю; ·
  • преподавание информатики в начальных классах осуществляется учителями начальных классов, учителем информатики или совместно;
  • для апробации экспериментального содержания курса информатики в начальной школе Минобразование России рекомендовало следующие учебные пособия для 2-4 классов:
1.

Семенов А.Л., Рудченко Т.А.

Информатика. Учебник-тетрадь. Ч. I,II. 2 кл.

2.

Семенов А.Л., Рудченко Т.А.

Информатика. Тетрадь проектов. 2 кл.

3.

Семенов А.Л., Рудченко Т.А.

Информатика. Учебник-тетрадь. Ч. I,II. 3 кл.

4.

Семенов А.Л., Рудченко Т.А.

Информатика. Тетрадь проектов. 3 кл.

5.

Горячев А.В.

Программа “Информатика в играх и задачах”. 1-4 кл. “Школа 2000…” - “Школа 2100”.

6.

Горячев А.В. и др.

Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. Ч. 1,2,3,4. 1 кл.

7.

Горячев А.В. и др.

Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. Ч. 1,2,3,4. 2 кл.

8.

Горячев А.В. и др.

Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. Ч. 1,2,3,4. 3 кл.

9.

Горячев А.В. и др.

Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. Ч. 1,2,3,4. 4 кл.

          В четвертом классе рекомендуется завершить обучение по выбранному варианту учебного комплекта, используя соответствующее тематическое планирование.

          При наличии материально-технических средств для организации работы детей на компьютере в третьем классе доля занятий, направленных на формирование общеучебных навыков работы с информацией, и практических занятий на компьютере была примерно одинаковой. На уроках информатики в третьем классе учащиеся научились самостоятельно использовать информационные источники большого объема, в том числе ресурсы библиотек и медиатек. У учащихся сформированы элементарные навыки работы на компьютере и использования других средств телекоммуникаций. Речь учащихся обогатилась за счет использования современных понятий, расширился кругозор в области ИКТ.

          В методическом письме Министерства образования Российской Федерации №13-51-109/13 от 22.05.2003г. было предложено примерное распределение учебного времени на каждом из этапов урока. В 4 классе можно придерживаться этих рекомендаций. При необходимости учитель может уделять больше внимания повторению и обобщению изученного содержания учебного материала. Учитывая то, что младшие школьники быстро утомляются, необходимо чередовать разные виды деятельности на уроке, использовать физкультминутки. Важным условием эффективности урока является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха. Во избежание перегрузок учителю необходимо регулировать объем домашнего задания. Время его выполнения не должно превышать 20 минут.

          При планировании уроков, ориентированных на проектную деятельность, необходимо предусмотреть уроки-конференции, где младшие школьники могли бы демонстрировать и комментировать собственные законченные проекты. Тематика проектов определяется совместно учителем информатики, учителем начальной школы и учеником. Координирующая роль в проектной деятельности учащихся принадлежит учителю, который вместе с учащимися планирует эту деятельность, помогает выстроить структуру проекта и отобрать содержание, а также исправить индивидуальные ошибки.

          Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании информационного компонента общеучебных умений и навыков.

          По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

          Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:

  • оценивать потребность в дополнительной информации;
  • определять возможные источники информации и стратегию ее поиска;
  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках;
  • анализировать полученные из наблюдений сведения;
  • обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
  • с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
  • объединять предметы по общему признаку;
  • различать целое и части;
  • представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
  • составлять и исполнять несложные алгоритмы;
  • создавать свои источники информации – информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
  • организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
  • использовать информацию для принятия решений;
  • использовать информацию для построения умозаключений;
  • понимать и создавать самим точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни.

          Кроме того, в школах, обладающих необходимыми материально-техническими средствами, школьники научатся:

  • работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
  • уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
  • создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста, таблиц, графики, звука;
  • производить поиск по заданному условию;
  • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

          Успешное формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков может быть достигнуто изучением следующих тем:

          Информация в жизни человека, информационные объекты: текстовые, числовые, графические, звуковые. Источники информации: книги, пресса, радио, телевидение, Интернет, устное сообщение. Этические нормы работы с информацией. Работа с информацией: передача, поиск, преобразование, хранение. Поиск информации в словарях, энциклопедиях, словарях, каталогах библиотек. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги. Упорядочивание информации по алфавиту и числовым значениям (по возрастанию, убыванию, по определенной закономерности). Построение простейших логических выражений. Алгоритм, команда, исполнитель команд. Алгоритмы для учебных исполнителей. Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером.

          По окончании обучения информатике в 4 классе в рамках мониторинга образовательных достижений будет проводиться итоговая проверочная работа, состоящая из заданий дифференцированных по сложности и видам деятельности. Мониторинг направлен на выявление достижений младших школьников в соответствии с требованиями к результатам обучения по предмету. В связи с тем, что мониторинг проводится в письменной форме, задания можно разделить на две составляющие части - проверку освоения информационного компонента общеучебных умений и навыков и проверку практических умений работы на компьютере. В зависимости от того, как происходило обучение информатике в конкретном учебном заведении, можно выбрать форму контроля. Учреждения, где обучение информатике в основном проводилось в классной комнате, библиотеке или актовом зале, т.е. компьютер использовался нерегулярно, могут ограничиться проверкой информационных умений. При проведении уроков информатики в компьютерном классе необходимо провести итоговую работу, состоящую из двух частей. В практической составляющей проверочной работы необходимо уделить внимание некоторым универсальным приёмам работы с устройствами компьютера: клавиатурой, манипуляторами, дисководом, принтером. В условиях использования различного программного сопровождения уроков информатики рекомендуется небольшая индивидуальная проектная работа в среде графического или текстового редактора на произвольную тему: "Моя комната", "Мой друг - кот Базилио" и пр., которая позволит проверить сформированные умения:

  • структурировать информацию на ограниченном пространстве экрана монитора;
  • размещать готовый графический объект и производить его описание;
  • сохранять свою работу на каком-либо информационном носителе;
  • получать твердую копию с помощью принтера.

          Сформированные в начальной школе общеучебные умения и общекультурные навыки работы с информацией, готовность к использованию средств ИКТ в других предметах необходимо развивать в основной школе.

          Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует образовательным учреждениям, участвовавшим в эксперименте, обсудить на педагогическом совете с участием представителей попечительского совета и родительского комитета результаты мониторинга и принять решение о продолжении (или завершении) обучения информатике в основной школе (5-7 класс) за счет компонента образовательного учреждения. Необходимая учебно-методическая литература для продолжения обучения представлена в федеральном перечне учебно-методических изданий (www.ed.gov.ru).

Руководитель Департамента А.В.Баранников