Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
 

Министерство Образования Российской Федерации
ЗАО Иннотек
АНО Федерация Интернет Образования
Портал информационной поддержки проекта 'Единый государственный экзамен'
Центр Тестирования Минобразования России
Профильное обучение в старшей школе
 

Всероссийская олимпиада школьников

Красников Андрей Андреевич,
к.п.н., доцент кафедры теоретико-методических основ физической культуры и спорта Российского Государственного университета физической культуры, спорта и туризма

Доклад

на семинаре–совещании «Организационно-методическое
обеспечение Всероссийской олимпиады школьников»

          Благодарю организаторов совещания-семинара за возможность выступить перед столь представительной аудиторией.

          Мы с моим коллегой Андреем Борисовичем Лагутиным на этом совещании представляем методическую комиссию по проведению олимпиады школьников по физической культуре.

          Прежде всего, следует отметить некое пренебрежительное отношение к этому предмету. Начиная с кинофильмов, в которых образ учителя «физкультурника», «физрука» представляет человек со свистком на шее, мячом под мышкой и в не всегда свежем спортивном костюме и кончая министром образования, высказавшем мнение о принципиальной возможности вынесения уроков физической культуры за сетку часов, поскольку их содержание является лишь двигательной компенсацией вынужденной неподвижности во время уроков по другим общеобразовательным предметам. А в дневниках школьников можно увидеть всем знакомое сокращение – «Физ-ра».

          Даже на данном совещании использовалось обозначение «Физкультура», пришедшее из 20-х годов прошлого века. Характерно, что в отличие от других методических комиссий, которым для выступления было предоставлено не только оговоренные 5 – 7 мин., но и дополнительное время, комиссии по физической культуре досталось место лишь среди непроизнесенных сообщений.

          По сути же предмет «Физическая культура» - единственный общеобразовательный учебный предмет школьной программы, представляющий относительно самостоятельную часть КУЛЬТУРЫ человечества. Часть, которая специально ориентирована на совершенствование естественных, физических, природных свойств организма. Без освоения ценностей, накопленных в этой сфере культуры невозможна профилактика заболеваний, укрепление здоровья, без которого, в свою очередь, процесс образования в целом утрачивает свой смысл.

          В результате создавшегося положения количество заболеваний школьников растет от одной возрастной параллели к другой. Характерна тенденция к увеличению числа «освобожденных» от уроков физической культуры. Снижается интерес к занятиям, скучным по содержанию, основу которых зачастую составляют упражнения, разработанные почти 2 века назад. Новые подходы, разработки новаторов в области физической культуры в практике современной школы используется недостаточно. Возраст преподавателей затрудняет изменение традиционных схем проведения уроков. А порядка 70% подготавливаемых молодых специалистов не стремятся работать по специальности.

          Для повышения эффективности физического воспитания в общеобразовательной школе предлагается увеличивать количество уроков. Следует отметить, что вряд ли это возможно осуществить в массовом масштабе в ближайшее время. Прежде всего, не позволит материально-техническое и кадровое обеспечение.

          По-видимому, более реальным путем может стать повышение престижности и, как следствие, качества преподавания предмета. Представляется, что на этом пути эффективным средством является расширение, массовость, популяризация олимпиадного движения.

          В 2000 году Министерство образования включило физическую культуру в список предметов, по которым проводятся олимпиады школьников.

          При разработке схемы предполагалось, что в своей основе олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» не должна представлять собой систему узкоспециализированных соревнований по видам спорта, по подобию ранее проводившихся спартакиад школьников, в которых преимущественно участвовали подростки, девушки и юноши из детско-юношеских спортивных школ. В то же время, олимпиада не должна уподобляться и соревнованиям по типу "Веселых стартов", требующих от школьников демонстрации общей физической и двигательной подготовленности и имеющим преимущественно рекреативный характер. Вместе с тем, олимпиада должна сохранять в своем содержании соревновательные отношения, как одну из важных составляющих основ предметной области физической культуры.

          В соответствии с этими идеями олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» представляет собой одну из форм организации целостного образовательного процесса в школе и характеризуется как комплексное соревнование по выявлению качества освоения учащимися знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным содержанием Программы по физической культуре.

          Предметная область «Физическая культура» интегрирует знания по физической культуре, системы физических упражнений и формы занятий физическими упражнениями. Овладение предметным содержанием этой области ориентировано на активное вовлечение школьников в процесс совершенствования собственной физической природы. А закономерности взаимосвязи сознательности и активности позволяют надеяться на самостоятельное использование ценностей сферы физической культуры не только в школьный период, но и на протяжении всей последующей жизни.

          В такой своей целевой и содержательной направленности подготовка и участие в олимпиаде стимулируют совершенствование образовательного процесса в школе по предмету «Физическая культура», содействуют повышению интереса учащихся к занятиям физическими упражнениями, формируют у них представление о здоровом образе жизни.

          При этом оценивание подготовленности участников олимпиады по всему спектру требований к уровню образования в сфере физической культуры обусловливало тот факт, что высокие достижения при выполнении отдельных заданий не гарантируют решающего преимущества при определении победителя и, что для победы, требуется высокая подготовленность участников по всем разделам школьной программы.

          В соответствии с этими идеями в программу олимпиады включены две группы заданий, выбранных из содержания практического и теоретико-методического разделов учебной программы по физической культуре для учащихся 1-11 классов и примерной программы для учащихся X –XI классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета «физическая культура».

          Практические задания заключаются в выполнении упражнений из разделов «Гимнастика», «Спортивные игры» и «Легкая атлетика». Проверка подготовленности участников олимпиады по данному разделу осуществляется в соответствии с разработанными правилами и регламентом конкурсных испытаний.

          Теоретико-методические задания, разрабатываются в соответствии с содержанием раздела «Основы знаний о физкультурной деятельности». Проверка подготовленности участников олимпиады по данному разделу школьной программы осуществляется в форме тестирования и заключается в выборе правильного ответа из нескольких предложенных вариантов ответов или в самостоятельном подборе соответствующих понятий.

          Победитель олимпиады определяется по сумме мест, набранных в ходе выполнения заданий практической и теоретико-методической части Программы олимпиады.

          Опыт организации и проведения шести олимпиад школьников в 2000 – 2005 г.г. указывает на постепенное изменение сложившихся прежде стереотипов, в соответствии с которыми для участия в любом мероприятии в области физической культуры и спорта достаточно собрать физически одаренных школьников и можно рассчитывать на успех.

          Результаты проведенных олимпиад опровергают эти представления. Многие участники демонстрировали высокие достижения в физической подготовленности. Но победителями становились те, кто гармонично сочетал высокий уровень физического развития с глубиной знаний в образовательной области физической культуры. В то же время, ряд участников, продемонстрировавших относительно высокий уровень знаний, все же не смогли занять высокие места в общем зачете по причине недостаточной физической подготовленности.

          О повышении популярности олимпиад свидетельствует увеличение количества участников заключительных этапов Всероссийских олимпиад школьников по предмету «Физическая культура» в 2000 – 2005 г. Но возможности расширения контингента олимпиад еще достаточно широки.

          Количество участников шести олимпиад школьников.

  I II Ш IV V VI
Кол. команд 13 21 27 30 40 41
Кол. участников 27 48 80 104 133 136
Девушки 11   40 52 71 66
Юноши 16   40 52 62 70

          По нашему мнению:

          во-первых, целью проведения олимпиад, прежде всего, является совершенствование процесса обучения школьников, престижа профессии преподавателей и уж затем создание условий для льготного поступления отдельных участников в высшие учебные заведения;

          во-вторых, споры о том, какое материальное вознаграждение будут получать победители и кого ими считать, в связи со льготами при поступлении в высшие учебные заведения не актуальны. Если соблюдать условия допуска участников в соответствии с Положением о заключительных этапах олимпиады, они в принципе не должны иметь проблем с поступлением;

          в-третьих, задания олимпиады должны соответствовать требованиям к выпускникам общеобразовательных школ, а не высших учебных заведений. Форсирование подготовки школьников приводит к нарушению гармонии их развития, проявляющемуся в моральных изъянах. В частности, когда молодые хакеры запускают вирусы по компьютерным сетям просто ради развлечения;

          в-четвертых, при разработке программ олимпиад необходимо учитывать требования гигиены. В частности, если выполнение заданий требует от участников 5 часов работы с компьютером, то надо полагать, что в процессе подготовки это время ежедневно было как минимум в полтора раза больше. И это нарушает все нормы.

          Поскольку соревновательная деятельность составляет специфическую основу, ядро спорта, исторически развивавшегося преимущественно в связи с физической культурой, многие проблемы, обсуждавшиеся на совещании, в нашей области уже решены. В частности, необходимо понимать, что победа в конкретном соревновании для отдельного участника порой является стечением благоприятных обстоятельств и поэтому вопрос о допуске победителей предыдущих олимпиад сверх квоты является в принципе не спортивным. Этапы олимпиады являются отборочными испытаниями, в которых все участники должны доказать состоятельность своих притязаний вне зависимости от прошлых успехов. Нарушение этого принципа в практике спорта неоднократно приводило к негативным последствиям.

          Методическая комиссия по физической культуре предлагает свои услуги по консультированию разработки положений по проведению олимпиад.

          Нами подготовлено и опубликовано методическое пособие: Олимпиада по предмету «Физическая культура»: методическое пособие. / Н.Н.Чесноков, В.В.Кузин, А.А.Красников. – М.: Физическая культура, 2005. – 112 с.

          Книга представляет собой сборник организационных документов и методических рекомендаций и заданий, предлагаемых участникам заключительных этапов Всероссийских олимпиад. Содержание сборника может способствовать организации школьных, городских, региональных и окружных олимпиад по физической культуре, популяризации этой формы образования, приданию ей массового характера

          Методическое пособие адресовано руководителям органов образования и спортивных комитетов, учителям физической культуры, директорам общеобразовательных учреждений в качестве рекомендаций при организации и проведении олимпиад на школьном, городском, региональном и окружном уровне.

          Контакт с методической комиссией по физической культуре можно создать по адресу E-mail: umo@sportedu.ru