Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
 

Министерство Образования Российской Федерации
ЗАО Иннотек
АНО Федерация Интернет Образования
Портал информационной поддержки проекта 'Единый государственный экзамен'
Центр Тестирования Минобразования России
Профильное обучение в старшей школе
 

Профильное обучение

Нормативно-методические материалы

Рекомендации по построению моделей «портфолио» выпускников основной школы

          В рекомендациях директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием “Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы” (Москва, 2003) указывается: “Важным нововведением, следующим из Концепции профильного обучения, становится упорядочение (и перевод на более объективную, справедливую и прозрачную для общества основу) вопросов приема в профильные школы и классы.

          Безусловно, результаты экзаменов, проводимых на объективной, «внешней» основе (муниципальные экзаменационные комиссии), должны стать важнейшей составляющей итоговой аттестации 9-классников. Однако, не единственной. Ибо очевидно, что нельзя пренебрегать и иными реальными образовательными достижениями ученика, полученными им в иных, внезкзаменационных формах. Тем более если речь идёт о выявлении объективных оснований оценки качества его выбора профиля обучения в ближайшем будущем.

          Отсюда возникает вопрос о разработке индивидуальной накопительной оценки, индивидуального профиля учебных достижений или, заимствуя распространённый в мире англоязычный термин, - «портфолио».

          Идея портфолио, – как совокупности («портфеля») сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений, выполняющей роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определяющей образовательный рейтинг выпускников основной школы, - поддерживается большинством образовательных учреждений, педагогов, управленцев. По общему мнению, сегодня необходимым представляется создание структур, механизмов и критериев для построения портфолио, анализа и оценки его составляющих. Эта задача должна быть решена в ходе эксперимента по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов (2003/04 учебный год).

          На данном этапе эксперимента предполагается разработка и апробация различных моделей портфолио на муниципальном уровне.

          Для реализации поставленной цели в ходе эксперимента необходимо:

  • Создать в муниципальной образовательной сети (МОС) организационные структуры, вводящие в действие механизм портфолио.
  • Определить варианты состава и структуры портфолио.
  • Разработать варианты ранжирования и сертифицирования, материалов, составляющих портфолио, а также установить критерии и параметры для их оценки.
  • Установить срок, в течение которого индивидуальные учебные достижения являются актуальными и накапливаются в портфолио.
  • Определить ответственных за формирование портфолио учащихся.
  • Разработать проект итогового документа по портфолио.
  • Организовать в МОС информационную работу с учителями, учащимися и их родителями по разъяснению задач и механизмов действия индивидуальной накопительной оценки.

          При решении этих задач участникам эксперимента предлагается учесть следующее:

          1. Целесообразным является создание в МОС экспертного совета по портфолио (ЭС).

          Название «экспертный совет» условно, это может быть соответствующая «комиссия», «группа» и т.п.

          Вариант: ЭС создается при муниципальном методическом кабинете (центре), а также при координационном органе по профильному обучению (муниципальном Совете), которые начали уже развертываться в ряде экспериментальных территорий.

          ЭС устанавливает требования и нормы, регулирующие построение и действие портфолио, которые являются обязательными для образовательных учреждений данной сети.

          Все материалы и нормативные документы, разработанные ЭС, утверждаются муниципальным органом управления образованием и поступают в МЭК.

          МЭК и муниципальный орган управления образованием руководствуется этими документами при решении вопроса о порядке комплектования 10-х классов.

          Председатель ЭС по портфолио включается в состав МЭК.

          Вышесказанным обеспечивается организационная и содержательная целостность двух составляющих образовательного рейтинга: итоговой аттестации и индивидуальной накопительной оценки.

          2. ЭС определяет состав портфолио, который может включать достаточно широкий набор сертификатов индивидуальных учебных достижений.

          Возможные варианты:

  • Наряду с дипломами олимпиад и конкурсов, возможно рассматривать сертификаты, полученные в учреждениях дополнительного образования, свидетельства о прохождении определённых курсов (иностранного языка, информационных технологий и др.) и оценивать их, “приводя к общему знаменателю”, в соответствии с установленными ЭС критериями.
  • Экспертный Совет может также выступать инициатором проведения образовательных, творческих конкурсов внутри данной образовательной сети с последующей сертификацией их результатов.

          3. ЭС осуществляет ранжирование сертификатов индивидуальных учебных достижений в соответствии с установленными им шкалами. Все достижения, показанные учащимися на уровне выше муниципального, не требуют ранжирования и могут давать им право быть зачисленными на избранный профиль вне конкурса. Отсчёт ведётся от достижений самого высокого уровня внутри сети.

          При этом приоритетными являются профильные достижения, т.е. результаты, достигнутые в тех предметных областях, по которым учащийся сдаёт экзамены по выбору, или смежных с ними.

          Возможные варианты:

  • Для образовательных сетей большого города и для сельских районов пороговым уровнем может быть принят уровень районных олимпиад. В малом городе - уровень городских олимпиад.
  • Нижний уровень достижений, учитываемых портфолио, также определяет ЭС. Это может быть школьный или межшкольный уровень в том случае, если ЭС проводит экспертизу и сертифицирование результатов, достигнутых внутри школы или на межшкольных мероприятиях.

          4. ЭС определяет максимальный общий балл портфолио, т.е. его возможный удельный вес в суммарном образовательном рейтинге ученика, а также порядок его исчисления.

          Возможные варианты:

          Вес портфолио может соответствовать весу 1 экзамена – максимум 5 баллов; 2-х экзаменов – 10 баллов, либо как-то иначе.

          Итоговая оценка портфолио определяется максимальным баллом какой-либо одной его составляющей или является интегральной величиной.

Примерная схема исчисления итоговой оценки портфолио

Позиции Компоненты Результаты (баллы)
Блок А
Олимпиады
Городская:
-победитель
-призёр
Районная:
-победитель
-призёр
Школьная (победитель)

5
4

3
2
1
Блок Б
Иные сертификаты
Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями системы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др.
Образовательные тестирования и курсы по предметам
Школьные и межшкольные научные общества
Конкурсы и мероприятия, организованные МОС

 
 
 
От 1 до 5

          Итоговая оценка портфолио может определяться максимальным баллом за один из его компонентов, например, 3 балла за победу в районной олимпиаде по истории или 3 балла за сертификат TOEFL.

          Итоговая оценка может быть интегральной, включающей максимальные баллы компонентов блока А и блока Б, по одному из каждого. Например, итоговая оценка портфолио, содержащего сертификат TOEFL и диплом победителя районной олимпиады по истории, составит 6 баллов (3+3).

          В случае, если портфолио содержит дипломы олимпиад по разным предметам, их баллы также могут суммироваться.

          5. ЭС устанавливает срок актуальности учебных достижений (то, в течение какого времени они накапливаются в портфолио).

          Возможные варианты:

  • В течение последнего учебного года (9 кл.).
  • В течение двух лет (8-9 кл.).
  • В течение более длительного срока обучения на основной ступени.

          6. Учёт документов, входящих в портфолио, и определение итогового балла производится школой. Школа выдаёт выпускнику итоговый документ по портфолио, заверенный школьной печатью и подписью представителя администрации (директор, зам. директора).

          Возможные варианты:

          Оценку портфолио осуществляет классный руководитель. Ответственным лицом является заместитель директора.

          7. ЭС разрабатывает проект итогового документа по портфолио, дополняющего аттестат.

          Возможные варианты:

          Портфолио представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав.

          Портфолио представляет собой зачётную книжку, которую ученик получает в школе и в которой помимо итоговых результатов содержится информация об индивидуальной учебной активности школьника и его достижениях за определённый срок (творческие работы, участие в проектах, олимпиадах и т.п.).

          8. Муниципальный координатор и ЭС ответственны за информирование всех участников образовательного процесса о задачах и возможностях индивидуальной накопительной оценки.

          9. Необходимо решение вопроса о том, какое значение будет придаваться портфолио при зачислении учеников в профильные классы и школы старшей ступени.

          Возможные варианты:

  1. Результат портфолио включается в суммарный образовательный рейтинг ученика и зачисление ведется по рейтингу.
  2. Портфолио учитывается только “при прочих равных условиях” (относительно результатов экзаменов) в ситуации возникновения конкурса.
  3. Портфолио выступает приоритетным показателем (напр., в случае равенства рейтингов у двух поступающих на старшую ступень).

          Модель по варианту a), b) или c) может устанавливаться либо единой по всей МОС, либо каждая школа сети может избирать один из вариантов самостоятельно (соответственно, в эксперименте будет апробироваться тот или иной подход).

Рекомендации по плану мероприятий,
необходимых для ввода в действие механизма портфолио

Мероприятия Сроки Результаты
Создание ЭС по портфолио (на базе методического центра или иных структур МОС) Июнь 2003 года Положение об ЭС. Взаимодействие ЭС с МЭК и органом управления образованием.
Совещание в МОС, с участием представителей МЭК и ЭС, руководителей учреждений общего образования ДО, НПО/СПО.   Июнь-июль 2003 года Определение требований к действию портфолио в МОС, тех учреждений и мероприятий, чьи сертификаты войдут в состав портфолио.
Рабочие совещания ЭС Июль-август 2003 года Разработка модели портфолио, норм, критериев и т.д.
Совещание при муниципальном координаторе с участием руководителей ОУ Август-сентябрь 2003 года Передача в школы всей информации по портфолио и организация информационной работы с детьми и их родителями.

          А.А.Пинский Советник Министра образования Российской Федерации, соруководитель проекта «Профильное обучение»