Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
 

Министерство Образования Российской Федерации
ЗАО Иннотек
АНО Федерация Интернет Образования
Портал информационной поддержки проекта 'Единый государственный экзамен'
Центр Тестирования Минобразования России
Профильное обучение в старшей школе
 

Профильное обучение

Нормативно-методические материалы

Рекомендации по построению различных моделей «портфолио» учащихся основной школы

Общие положения

          «Портфолио» (в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания.

          Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены и т.д.

          Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».

          Важная цель портфолио - представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

          Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.

          Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

          Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, - профильного обучения.

          Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.

          В эксперименте по предпрофильной подготовке предлагается использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации.

          В эксперименте предстоит опробовать различные модели портфолио, конкретные варианты которых будут разрабатываться и приниматься на уровне муниципальной образовательной сети (МОС). При этом, в целях экспериментальной работы, предлагаем учитывать следующие рекомендации.

1. При разработке портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:

          А) «Портфолио документов» – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

          Преимущества данного варианта:

          Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

          Ограничения данного варианта:

          Портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

Примерная схема структуры «портфолио документов» и оценки его материалов

Позиции Компоненты Результаты (баллы)
Блок А
Олимпиады
Городская:
-победитель
-призёр
Районная:
-победитель
-призёр
Школьная (победитель)

5
4

3
2
1
Блок Б
Иные сертификаты
Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями системы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др.
Образовательные тестирования и курсы по предметам
Школьные и межшкольные научные общества
Конкурсы и мероприятия, организованные МОС

 
 
От 1 до 5

          Максимальный общий балл портфолио может соответствовать максимальному баллу за один экзамен – 5; за два экзамена –10, либо как-то иначе.

          Итоговая оценка портфолио может определяться максимальным баллом за один из его компонентов; она может быть интегральной, включающей максимальные баллы компонентов блока А и блока Б, по одному из каждого, либо как-то иначе.

          Б) «Портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

          Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др.

          Портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

          Преимущества данного варианта:

          Портфолио этого типа даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

          Ограничения данного варианта:

          Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.

          Примерный вариант записей в «портфолио работ»:

  • Проектные работы. Указывается тема проекта, даётся описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
  • Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.
  • Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, даётся её краткое описание.
  • Работы по искусству. Даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках.
  • Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах.
  • Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия.
  • Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходилась, её продолжительность.
  • Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.
  • Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат.
  • Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нём ученика.
  • Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.
  • Другое.

          В) «Портфолио отзывов» – включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов.

          Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее.

          Преимущества данного варианта:

          Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

          Ограничения данного варианта:

          Сложность формализации и учета собранной информации.

          Примерный перечень документов «портфолио отзывов»:

  • Заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников);
  • Рецензия на статью, опубликованную в СМИ;
  • Отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников;
  • Резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений;
  • Эссе школьника, посвящённое выбору направления дальнейшего обучения;
  • Рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;
  • Другое

2. На основании предложенных вариантов портфолио в ходе эксперимента предлагается конструировать и апробировать либо «комплексные» модели портфолио (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов), либо «простые» (реализующие один из названных типов).

          Приведем примеры:

          a) Портфолио, состоящий из трех разделов: «раздел документов» + «раздел работ» + «раздел отзывов».

          b) Портфолио, состоящие из двух разделов: «раздел документов» + «раздел работ»; либо «раздел документов» + «раздел отзывов»; либо «раздел работ» + «раздел отзывов».

          c) Портфолио «простые» (3 варианта).

3. В эксперименте предстоит отработать:

  1. Структуру портфолио и возможную комбинацию его разделов.
  2. Варианты представления итоговых документов.
  3. Формы учета портфолио в определении образовательного рейтинга выпускника основной школы.
  4. Возможные формы коммуникации (взаимодействия, контактов учащихся, учителей, возможно родителей и др.) при составлении портфолио и его оценке.
  5. Период накопления (сбора) портфолио (только 9-е классы, 8-9-е классы, вся основная школа и т.д.).

          В ходе эксперимента по предпрофильной подготовке участвующим в нём экспериментальным территориям и учреждениям необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Какие модели портфолио или их компоненты являются наиболее действенными и реализуемыми, как они могут входить в образовательный рейтинг выпускника?
  • Какие формы итогового документа по портфолио наиболее удобны и функциональны?
  • Какой срок является оптимальным для накапливания материалов портфолио?
  • Какое значение целесообразно придавать портфолио учеников при зачислении их в профильные классы и школы?
  • Как могут взаимодействовать учителя, ученики и родители при формировании и оценке портфолио?

4. Прочие положения для экспериментальной апробации

          1) Целесообразным является создание в муниципальной образовательной сети (МОС) экспертной группы по портфолио (ЭГ).

          Название «экспертная группа» условно, это может быть соответствующая «комиссия», «совет» и т.п. ЭГ создается при муниципальном методическом кабинете (центре), а также при координационном органе по профильному обучению (муниципальном координационном совете), которые начали уже развертываться в ряде экспериментальных территорий.

          ЭГ разрабатывает требования и нормы, регулирующие построение и действие портфолио, которые являются обязательными для образовательных учреждений данной сети. Все материалы и документы, разработанные ЭГ, утверждаются муниципальным органом управления образованием. Муниципальный орган управления образованием может руководствоваться этими документами, в частности, при решении вопросов о порядке комплектования 10-х классов.

          Вышесказанным обеспечивается организационная и содержательная целостность двух составляющих образовательного рейтинга: итоговой аттестации и индивидуальной накопительной оценки («портфолио»).

          2) ЭГ определяет состав портфолио, который может включать широкий набор сертификатов индивидуальных образовательных достижений, проектных и исследовательских работ, публикаций и других свидетельств учебной и творческой активности ученика:

          Возможные варианты:

          - Наряду с дипломами олимпиад и конкурсов, возможно рассматривать сертификаты, полученные в учреждениях дополнительного образования, свидетельства о прохождении определённых курсов (иностранного языка, информационных технологий и др.) и оценивать их, “приводя к общему знаменателю”, в соответствии с установленными в территории критериями.

          Сама экспертная группа по портфолио может также выступать инициатором проведения образовательных, творческих конкурсов внутри данной образовательной сети с последующей сертификацией их результатов.

          ЭГ определяет перечень материалов, из которых формируется «портфолио работ», устанавливает критерии для их отбора.

          ЭГ определяет перечень и устанавливает форму для материалов «портфолио отзывов»: резюме, рецензии, характеристики и т.п.

          3) ЭГ осуществляет ранжирование сертификатов индивидуальных учебных достижений в соответствии с установленными им шкалами.

          4) ЭГ разрабатывает предложения по следующим позициям:

  • максимальный общий балл портфолио, т.е. его возможный удельный вес в суммарном образовательном рейтинге ученика, а также порядок его исчисления;
  • механизмы и способы качественного оценивания материалов рабочего портфолио и варианты его учета при формировании итогового образовательного рейтинга ученика
  • способы организации информации в портфолио отношений и формы учета этого портфолио.

          5) Учёт документов, входящих в портфолио, и определение итогового балла производится школой. Возможный вариант: школа выдаёт выпускнику итоговый документ по портфолио, заверенный школьной печатью и подписью представителя администрации.

          6) ЭГ разрабатывает проект итогового документа по портфолио, дополняющего аттестат.

          Возможные варианты:

  • Портфолио представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав.
  • Портфолио представляет собой зачётную книжку, которую ученик получает в школе и в которой помимо итоговых результатов содержится информация об индивидуальной учебной активности школьника и его достижениях за определённый срок (творческие работы, участие в проектах, олимпиадах и т.п.).
  • Портфолио представлен файловой папкой, содержащей различные отзывы.

          7) Муниципальный координатор, координационный орган (совет) по профильному обучению и ЭГ отвечают за информирование всех участников образовательного процесса об установленных в муниципальной образовательной сети формах, задачах и возможностях индивидуальной накопительной оценки.