Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
 

Министерство Образования Российской Федерации
ЗАО Иннотек
АНО Федерация Интернет Образования
Портал информационной поддержки проекта 'Единый государственный экзамен'
Центр Тестирования Минобразования России
Профильное обучение в старшей школе
 

Профильное обучение

Нормативно-методические материалы

Приложение к информационному письму

Министерства образования Российской Федерации

Рекомендации

для организации и проведения эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования

1. Общие положения

          Эксперимент по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования, проводится для создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) учащихся в старших классах общеобразовательной школы, апробации нового содержания и форм организации учебного процесса с учетом потребностей труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии.

          Эксперимент начинается с 1 сентября 2003 г. и осуществляется по учебным годам:

          2003/2004 учебный год – отработка и апробация предпрофильной подготовки учащихся в 9 классах в экспериментальных общеобразовательных учреждениях в 10 субъектах Российской Федерации;

          2004/2005 учебный год – отработка и апробация профильного обучения учащихся в 10 классах в экспериментальных общеобразовательных учреждениях в 10 субъектах Российской Федерации; вступление в эксперимент с 9 класса новых общеобразовательных учреждений приблизительно в 30 субъектах Российской Федерации;

          2005/2006 – отработка и апробация профильного обучения учащихся в 11 классах, 10 классах в экспериментальных общеобразовательных учреждениях в 10 субъектах Российской Федерации; введение в массовую практику предпрофильной подготовки учащихся в 9 классах.

          Эксперимент организует и проводит Министерство образования Российской Федерации совместно с органами управления образованием различных уровней, учреждениями повышения квалификации работников образования, общеобразовательными учреждениями, изъявившими желание участвовать в эксперименте и включенными в перечень экспериментальных общеобразовательных учреждений.

          Министерство образования Российской Федерации:

          руководит ходом эксперимента, анализирует данные о проведении эксперимента и экспериментальные материалы, организует обсуждение хода и результатов эксперимента на заседаниях коллегии, Координационного совета по модернизации образования, Федерального координационного совета по общему образованию, Совета по профильному обучению; ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклад о ходе эксперимента; предусматривает финансирование эксперимента в соответствии с ежегодным планом первоочередных мероприятий по реализации Федеральной программы развития образования; разрабатывает план-график введения профильного обучения; организует разработку федерального компонента государственного стандарта общего образования, нового базисного учебного плана, новых общеобразовательных программ; проводит конкурсы по созданию учебной литературы;

          совместно с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования создает программы повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте; организует повышение квалификации координаторов эксперимента, представителей органов управления образованием различных уровней, сотрудников учреждений повышения квалификации работников образования.

          Органы управления образованием субъектов Российской Федерации:

          осуществляют взаимодействие с Минобразованием России по проведению эксперимента, назначают координаторов эксперимента в субъекте; создают управляющую структуру (совет) по проведению эксперимента, в которую входят представители учреждений профессионального образования, совета ректоров вузов, совета директоров ссузов, совета директоров учреждений начального профессионального образования, представители образовательных учреждений повышения квалификации педагогических работников, органов местного самоуправления, региональной службы занятости, директора общеобразовательных учреждений; определяют количество и перечень экспериментальных общеобразовательных учреждений (по согласованию); разрабатывают региональную программу введения профильного обучения в соответствии с планом-графиком Минобразования России; совместно с образовательными учреждениями повышения квалификации педагогических работников организуют курсы повышения квалификации педагогических работников экспериментальных общеобразовательных учреждений; обеспечивают финансирование эксперимента в соответствии с ежегодным планом первоочередных мероприятий по реализации региональной программы развития образования (соотношение не менее 50% от федерального бюджета); обеспечивают экспериментальные общеобразовательные учреждения учебно-методической литературой в соответствии с подготовленным Минобразованием перечнем; направляют в Минобразование России научно-методические материалы, аналитические отчеты о ходе и результатах проведения эксперимента.

          Органы местного (муниципального) самоуправления:

          осуществляют взаимодействие с региональными органами управления образованием по проведению эксперимента, назначают координаторов эксперимента на местах (в муниципалитетах); создают местную (муниципальную) управляющую структуру (совет) по проведению эксперимента, в которую входят руководители органов местного самоуправления, представители высших учебных заведений, местных учреждений начального и среднего профессионального образования, местного (муниципального) методического кабинета, местной (муниципальной) службы занятости, директора общеобразовательных учреждений; дают предложения в региональные органы управления образованием по количеству и перечню экспериментальных общеобразовательных учреждений, по согласованию с ними; разрабатывают местную (муниципальную) программу введения профильного обучения; проектируют местную (муниципальную) образовательную сеть и образовательную карту; координируют сетевое взаимодействие образовательных учреждений, реализующих профильное обучение; совместно с местными (муниципальными) методическими службами организуют семинары для педагогических работников общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте; обеспечивают финансирование эксперимента в соответствии с ежегодным планом первоочередных мероприятий по реализации местной (муниципальной) программы развития образования; обеспечивают общеобразовательные учреждения, участвующие в эксперименте, учебно-методической литературой в соответствии с подготовленным Минобразованием перечнем; направляют в органы управления образованием субъектов Российской Федерации научно-методические материалы, аналитические отчеты о ходе и результатах проведения эксперимента.

          Общеобразовательные учреждения:

          органы самоуправления общеобразовательных учреждений принимают решение об участии в эксперименте и информируют об этом местную (муниципальную) управляющую структуру (совет) по проведению эксперимента;

          создают необходимые условия для проведения эксперимента, направляют на курсы повышения квалификации педагогических работников по вопросам проведения эксперимента; организуют образовательный процесс и методическую работу с учетом проведения эксперимента; устанавливают штатное расписание, распределение должностных обязанностей, надбавок и доплат к должностным окладам и ставкам заработной платы работников учреждения с учетом специфики экспериментальной работы; представляют ежегодный отчет в местную (муниципальную) управляющую структуру (совет) по проведению эксперимента.

          Общеобразовательные учреждения, участвующие в эксперименте, имеют статус федеральных экспериментальных площадок. Эти общеобразовательные учреждения: самостоятельны в выборе формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся; имеют право на получение целевых дотаций для участия в семинарах, курсах повышения квалификации педагогических работников, дополнительной оплаты труда учителям-экспериментаторам и первоочередное обеспечение учебными изданиями в рамках проводимой экспериментальной работы.

         

2. Содержание работы на первом этапе эксперимента
(2003-2004 учебный год).

          2. 1. Организация предпрофильной подготовки.

          В соответствии с приказом Минобразования России от 26.06.2003 №2757 «Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения» с 2003/2004 учебного года начинается первый этап эксперимента. На этом этапе апробируются подходы по организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.

          В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

          В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования, профиля обучения в старшей школе.

          Анализ действующего Базисного учебного плана (утвержденного приказом Минобразования России от 09.02.1998 №322) и минимально необходимой потребности в учебном времени на предпрофильную подготовку позволяет определить, что базовый минимальный объем предпрофильной подготовки должен быть равен примерно 100 учебным часам в год, что в среднем составляет 3 учебных часа в неделю, 34 учебных недели в году.

          Эти 100 учебных часов на предпрофильную подготовку рекомендуется распределять следующим образом: ориентировочно 2/3 объема (или 2 учебных часа в неделю) отводить на два вида специально организованных курса по выбору: предметные курсы и ориентационные курсы; оставшуюся часть (1/3 объема) предпрофильной подготовки, примерно 30–35 учебных часов в год, предлагается использовать для информационной работы и профильной ориентации.

          Предметные курсы – содержание и форма организации этих курсов должны быть направлены на расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету.

          Ориентационные курсы представляют собой занятия, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Эти курсы рекомендуется организовывать в виде учебных модулей и делать их относительно краткосрочными (месяц, четверть).

          Информационная работа – это знакомство с местными образовательными учреждениями для возможного продолжения образования окончания основной школы, изучение условий приема, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ, посещение дней открытых дверей.

          К предпрофильной подготовке также относятся мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся 9-х классов, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т.п. Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей ступени, учреждениях начального профессионального образования. Профильная ориентация способствует принятию школьниками решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

          Следует отметить, что при полной 6-ти дневной учебной неделе на предпрофильную подготовку можно отводить и бо?льшие объемы времени. При этом действующий Базисный учебный план позволяет довести организацию предпрофильной подготовки по базовому варианту до 100 часов в год. По решению общеобразовательного учреждения для предпрофильной подготовки можно использовать и часть времени школьного компонента.

          При 5-ти дневной учебной неделе, когда школьный компонент составляет всего 2 часа в неделю, возможности предпрофильной подготовки весьма ограничены. Это затрудняет ее результативную реализацию. Поэтому при 5-ти дневной учебной неделе информационную и профориентационную работу целесообразно совмещать с уроками технологии, проводить ее во внеурочное время по субботам и общеобразовательным учреждениям, участвующим в эксперименте, переходить на 6-дневную учебную неделю в 9-х классах. Органам местного самоуправления (муниципалитетам) желательно изыскивать возможности для финансирования дополнительных занятий, проводимых во внеурочное время.

          Общеобразовательные учреждения могут проводить занятия по предпрофильной подготовке во вторую смену. Кроме этого для всех образовательных учреждений одной муниципальной сети, либо для соседних образовательных учреждений можно определить один общий день для проведения курсов по выбору. При этом может апробироваться одна из возможных идей организации курсов по выбору, когда они являются сетевыми и их пользователями могут учащиеся нескольких общеобразовательных учреждений школ данной территории.

          В качестве дополнительных ресурсов для организации предпрофильной подготовки можно рекомендовать:

  • делить классы на подгруппы при организации курсов по выбору, что позволит индивидуализировать процесс обучения, более активно применять проектные и исследовательские формы;
  • привлекать к преподаванию курсов предпрофильной подготовки работников начального, среднего и высшего профессионального образования, науки, производства и других сфер деятельности;
  • использовать ресурсы дополнительного образования для организации кружков, клубов, студий, в целях профессиональной ориентации школьников, «приближения» их к возможному выбору профиля, удовлетворению их широких познавательных интересов;
  • использовать современные телекоммуникационные возможности, (Интернет, CD-диски, дистанционные формы и т.д.).

          Важными резервами для организации предпрофильной подготовки, а в перспективе и в профильного обучения являются:

  • практика экстерната, при которой обучающемуся предоставляется право самостоятельного выбора форм обучения по той или иной учебной дисциплине. При этом итоговая аттестация за курс среднего (полного) общего образования по данной дисциплине проходится учащимся в том общеобразовательном учреждении, в котором он обучался по всем другим учебным дисциплинам;
  • различные формы довузовской подготовки (занятия на подготовительных отделениях высших учебных заведений, в специализированных учебно-научных центрах университетов; участие в дистанционных подготовительных курсах.

          2.2. Организация территориальной (муниципальной) сети образовательных учреждений

          Для организации предпрофильной подготовки и последующего перехода на профильное обучение органам местного самоуправления (муниципалитетам), участвующим в эксперименте, рекомендуется провести следующую работу:

  • определить совокупность образовательных учреждений, в которых будет вестись предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов (общеобразовательные учебные заведения, учебно-производственные комбинаты, профессиональные училища, колледжи, техникумы, образовательные учреждения системы дополнительного образования, высшие учебные заведения школы);
  • составить предварительный проект структуры и сети предстоящего профильного обучения в территории (профильные школы, классы, группы и др.), с учетом возможностей образовательной сети и выявленных ориентаций школьников;
  • организовать информационную работу в общеобразовательных учреждениях;
  • начать отработку различных вариантов взаимодействия образовательных учреждений в рамках сетевой формы реализации образовательных программ (по типу взаимоотношений «школа-школа», «школа-техникум», «школа-ПУ», «школа-УПК», «школа-вуз»), включая академические, организационные, экономические аспекты взаимодействия.

          Важно учитывать, что предпрофильная подготовка – это подготовка и ориентация не только в отношении выбора «профиля вообще», но в отношении конкретного места и формы продолжения образования. В условиях все более широкого развертывания профильных форм образования в старшей школе, все более актуальной становится работа по проектированию ближайших шагов развития всей сети общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования в каждой территории. Иными словами, важно ориентировать выпускников основной школы не на статичную совокупность профильных школ и классов, а на сеть, которая будет динамично меняться.

          При этом необходимо подчеркнуть, что решение о введении профильного обучения в том или ином общеобразовательном учреждении учредитель принимает по представлению администрации школы, согласованному с органом самоуправления общеобразовательным учреждением. Тем самым, учредитель должен будет принимать решение в отношении конкретного общеобразовательного учреждения, руководствуясь не только собственно его пожеланиями и характеристиками (кадровое обеспечение и материальная база), но и своим видением, своим реальным проектом развертывания сети профильного обучения на подведомственной территории в целом.

          2.3. Комплектование профильных классов.

          Важным нововведением, следующим из Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, становится упорядочение вопросов приема в профильные классы. Комплектование профильных классов должно осуществляться на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе.

          При этом безусловным остается выполнение требования законодательства о бесплатности и общедоступности среднего (полного) общего образования. Ответственность за реализацию этого права граждан несут органы местного самоуправления (муниципалитеты), которые обычно и являются учредителями образовательных учреждений. Они должны обеспечивать общедоступность среднего (полного) общего образования всей совокупностью образовательных учреждений, учрежденных ими на данной территории.

          Следовательно, процесс создания территориальных (муниципальных) сетей образовательных учреждений должен способствовать увеличению возможностей получения выпускниками основной школы среднего (полного) общего образования, в том числе по избираемым ими направлениям и профилям обучения.

          Особенно актуальной эта задача является в тех случаях, когда число выпускников основной школы, желающих продолжить обучение в данном общеобразовательном учреждении на старшей ступени будет превышать возможности этого учреждения по приему старшеклассников. Для решения этой задачи потребуется более тщательный анализ подготовленности выпускников основной школы к профильному обучению, учет качества знаний будущего старшеклассника.

          При этом возможна проработка различных моделей построения образовательного рейтинга выпускников основной школы. Основными составляющими этого рейтинга могут стать результаты итоговой аттестации выпускников основной школы и совокупность индивидуальных образовательных достижений ученика («портфель учебных достижений», «накопленная суммарная оценка»). Важными составляющими индивидуальных образовательных достижений учащихся являются сертифицированные дипломы победителей и призеров различных этапов (школьного, районного (городского), областного (краевого, республиканского), федерального окружного, заключительного) Всероссийских предметных олимпиад школьников.

          В тех случаях, когда число желающих обучаться в профильном классе превышает число мест, вопрос о комплектовании класса рассматривается местной (муниципальной) управляющей структурой (советом) по проведению эксперимента. При этом для проведения более объективной итоговой аттестации выпускников основной школы местной (муниципальной) управляющей структурой (советом) по проведению эксперимента может быть принято решение о создании государственной экзаменационной комиссии по той или иной учебной дисциплине. В состав этой комиссии могут войти учителя-предметники, руководители образовательных учреждений, педагогические работники начальных, средних, высших учебных заведений, специалисты методических служб и другие заинтересованные лица. Состав и порядок работы экзаменационной комиссии доводятся до сведения выпускников IX классов и их родителей (законных представителей), руководителей общеобразовательных учреждений не позднее, чем за два месяца до начала проведения экзаменов.

          Все спорные вопросы, возникающие при проведении итоговой аттестации и формировании профильных классов рассматриваются местной (муниципальной) управляющей структурой (советом) по проведению эксперимента.